Filozofická fakultaUniverzita Komenského v Bratislave

Ľudia, o ktorých vieme

ЛЕОНИД ПАРФЁНОВ, ЧЕЛОВЕК И ЖУРНАЛИСТ

Должен признаться, я довольно скептически отношусь к журналистике и её версии «правды» мира. Не сказать, конечно, что я ничему и никому не верю, но практически всегда ко всему потоку производимой журналистами информации приходится применять определённый фильтр, созданный своим собственным мировоззрением и своим видением происходящего вокруг, и формировать свою «версию правды». Но, как и всякие иное абсолютизирование, этот мой скепсис имеет уязвимое место: его действие не распространяется на журналистские произведения Леонида Парфёнова. На мой скромный взгляд, если и существует такое понятие, как «шедевр журналистки», то его смело можно применять к работам Парфёнова.

Леонид Геннадьевич Парфёнов, будущий телеведущий, журналист, автор множества телепроектов, родился 26 января 1960 года в городе Череповец Вологодской области. Высшее образование он получил в Ленинградском университете Жданова. Как говорится в его официальной биографии, «на момент окончания университета в 1982 Парфёнов был уже устоявшейся личностью, журналистом. Его статьи печатали в известнейших советских газетах и журналах («Правда «Огонёк», «Московские новости»)». Сразу после университета Парфёнов начал работать на телевидении, сначала региональном, потом и центральном.

Слава пришла к нему в период работы на канале НТВ. Парфёнов тогда вёл авторскую программу «Намедни», пользовавшуюся огромной популярностью, о чём говорит и её «долгожительство»: «Намедни» выходила в эфир НТВ с 1993 по 2004 гг. За своё существование программа сменила три жанра: как информационная программа неполитических новостей за неделю выходила с 1993 по 1996 год, как документальный проект - с 1 марта 1997 года по 28 декабря 2003, как информационно-аналитическая программа - с 9 сентября 2001 по 30 мая 2004. Программа была закрыта на фоне откровенно политических пертурбаций, происходивших в руководстве канала. Парфёнов был уволен и на некоторое время пропал из поля зрения телезрителей. Впоследствии он перешёл на работу в дирекцию документальных фильмов Первого канала, где работал над целым рядом проектов. Также с 2004 по 2007 год Парфёнов работал главным редактором престижного журнала «Русский Newsweek». В этот новый творческий период журналист практически отходит от политической документалистики, занимаясь производством фильмов на исторические темы, проектами, посвящёнными известным личностям, а также снимает документальные фильмы на общественно-культурную тематику. 

В последнее время Парфёнов, однако, активно демонстрирует свою гражданскую и политическую позицию, нередко высказывая мнения, идущие вразрез с мнением новой российской элиты, как политической, так и масс-медиальной. Большой резонанс вызвала его речь на вручении премии имени Влада Листьева, в которой журналист довольно резко охарактеризовал царящую в государственных СМИ атмосферу. Активно участвует он и в многочисленных протестных акциях российской оппозиции, проходящих в стране с конца 2011 года. Парфёнов стал одним из создателей «Лиги избирателей», организации, целью которой было наблюдение за ходом президентских выборов 2012 года.

Я искренне советую познакомиться хотя бы с некоторыми работами Леонида Парфёнова, из которых каждый интересующийся историей, политикой и культурой России может почерпнуть много новой и, главное, стоящей информации, не говоря уже о получении эстетического удовольствия от авторского стиля и манеры изложения.

На мой взгляд, must-see список его работ мог бы выглядеть так:

Намедни – Наша эра

В этом цикле Парфёнов красочно излагает историю СССР-России 1963-1991 гг.

Российская империя

Цикл исторических передач о русских императорах от Петра I до Николая II

Птица-Гоголь

Занимательнейший документальный фильм о Н. В. Гоголе

Иван Посохин

Sergej Bratkov

Pohľad na postsovietsku spoločnosť ukrajinským objektívom

Krátka biografia:

Ukrajinský umelec Sergej Bratkov nie je iba človek s nekonvenčnými spôsobmi v súčasnej fotografii. Je jedným z najdôležitejších súčasných umelcov z bývalého Sovietskeho zväzu, patrí  medzi tých, ktorí radikálne zobrazujú a dokumentujú ich rapídne sa meniacu spoločnosť a jej  hľadanie identity.

Sergej Bratkov sa narodil v Charkove na Ukrajine, v roku 1960. V roku 1978 zmaturoval na strednej umeleckej škole Repina. O päť rokov neskôr, v roku 1983 promoval na Polytechnickej akadémii v Charkove, čím zavŕšil typické sovietske vzdelanie, bol mu udelený  titul inžinier. V roku 1994 založil skupinu Fast Reaction Group spolu s Borisom Michailovom, Sergejom Solonskym a Víťom Michailovom.Od roku 2000 Sergej Bratkov žije a pracuje v Moskve. V roku 1987 mal svoje prvé výstavy v Charkove, Chebe a v Tel Avive. V nasledujúcich rokoch  sa jeho cykly fotografií dostávali do povedomia a on si postupne získaval medzinárodné uznanie. Zúčastnil sa výstav v Štokholme (1999), Spojených štátoch (2000), Brazílii (2002), Taliansku (2003 a 2007), Španielsku (2004). Taktiež vystavoval samostatne v Belgicku (2005), Rusku (2006), Anglicku (2007) a vo Švajčiarsku (2008). (http://www.mdfschool.ru/about/study/main/workshops/bratkov_workshop)

Dielo:

Sergej Bratkov sa zaoberá dokumentáciou transformácie socializmu na kapitalizmus po zániku ZSSR v 90. rokoch, svoje práce stavia do opozície k propagandistickým obrázkom, kolujúcim v tých časoch.Práce Sergeja Bratkova sú ovplyvnené jeho pôvodom z Charkova. V Charkove, veľkom priemyselnom meste, sú chudoba a bieda všadeprítomné: potulujúce sa deti, prostitútky, zmrznuté mŕtvoly a alkoholizmus – toto všetko ešte viac skľučuje už aj tak zničenú krajinu. V týchto podmienkach je sociálny realizmus základom a portrét, vo svojej nadprirodzenosti a stereotypnej forme predstavuje zvláštnu hodnotu. Či už je to portrét členov strany, robotníkov, roľníkov, žiakov alebo vojakov, každý jedinec je prezentovaný ako hrdina.

Dlhé obdobie pracoval s Borisom Michailovom(ukrajinský fotograf, jeho diela sú symbolom sociálnej dokumentárnej fotografie), ktorý spolu s tajnou skupinou Время, rozvíjal jeho radikálny realistický štýl. Tak ako Michailov, aj Sergej Bratkov vo svojich portrétoch konfrontuje súčasné sociálne tabu s krutým humorom.

Sergej Bratkov má zvláštny talent predstavovať vážne myšlienky s ľahkým humorom, a vtipné myšlienky veľmi vážne. Jeho talent vidieť v jeho fotografiách: preto pátos jeho hrdinov vyvážený východiskovou absurditou autorského pohľadu na nich, a bláznovstvo jeho postáv je vyrovnané systematizmom autorského podania. Rovnováha brutálnosti a nežnosti, komickosti a tragiky – to je charakteristická črta, podľa ktorej možno v jeho snímkach hneď rozoznať charkovskú školu. Východiskový vzor južno-ruského humoru predurčuje jeho autorský štýl.  

Najznámejšie cykly fotografií:

Cyklus Детки(2001) sa skladá s fotografií, ktoré boli robené na zákazku ich rodičov pre novootvorenú modelingovú agentúru v Charkove. Keď boli tieto fotky po prvý krát predstavené v Moskve, Bratkov bol obžalovaný z pedofílie. Fotograf to však považoval za pozitívne, pretože škandál prinútil políciu všímať si skutočnú pedofíliu. „Rodičia sami obliekali svoje deti, snímky som robil na kasting modelingovej agentúry. Kým som robil snímky, mama tohto dievčatka odišla do kuchyne. Spýtal som sa: Čo tam mama robí? Ona povedala: Fajčí. Spýtal som sa: A ukážeš ako? A takto sa podarila táto fotka – najlepšia fotka tohto cyklu.“ Tento cyklus taktiež vyvolal diskusiu v Štátnej Dume o problémoch pedofílie. (http://www.openspace.ru/photogallery/1940/6997/)

Cyklus Принцессы (1996) bol premenovaný z prvotného názvu У меня будет мальчик. Tento cyklus sa venuje ženám, ktoré nemôžu otehotnieť prirodzeným spôsobom a preto využívajú umelé oplodnenie. Stále snívajú, že v roli donora sa objaví rozprávkový kráľ, vďaka ktorému neporodia obyčajného chlapca, ale naozajstného princa. Na bolestivých fotkách s paradoxným nádychom erotiky sú zobrazené ženy so spustenými pančuchami, ktoré držia v rukách banky so spermou, na ktorých sú obyčajnou fixkou napísané mená slávnych kráľov. „Fotil som ženy, ktoré chodili do reprodukčného centra, všetky boli kamarátky mojej vtedajšej ženy. Všetky veľmi chceli mať deti. Je to o tom, že všetky túžia počať od princov, a počínajú od vojakov.“ (http://www.openspace.ru/photogallery/1940/7005/)

Cyklus В поисках горизонта ( 2008) je prvý pokus umelca pochopiť vyhliadky nového života a osudu. Presvedčenie Sergeja Bratkova sa výrazne odráža v jeho práci. Na panoramatických fotografiách už nezobrazuje osamotených hrdinov, ale masu ľudí, ktorá sa pomaly približuje k horizontu a svojim telom ho tým zakrýva. Ľudia, ktorí sa zhromaždili na rokových koncertoch alebo na cirkevných procesiách, sa zlievajú do jedného celku. Sergej Bratkov o tejto sérii: „Ľudia idú z jedného miesta a prichádzajú na to isté miesto. Táto séria nemá cieľ, ukazuje iba stav pohybu, metafyziku stuhnutého priestoru.“ Táto séria je na rozdiel od ostatných sérií iná. V nej Bratkov nepredstavuje individuálneho hrdinu ale masu ľudí. Táto masa je taká beztvárna, že je v nej veľmi ťažké odlíšiť jedného človeka od druhého. Okrem toho Sergej Bratkov pracuje s antropológiou: jeho hrdinom nie sú ľudia, ale plemeno. Prvé plemeno – divé – opití polovyzlečení fanatici, ktorí navštívili rokový koncert v Emmuase (festival je organizovaný od roku 2004 pri dedinke Emmuas v Tverskej oblasti). Druhé plemeno – veriace – ľudia oblečení do dlhých odevov v pokrývkach hlavy s krížmi a ikonami, účastníci náboženskej procesie. Týmto spôsobom sa Bratkov venuje téme dualizmu ľudskej povahy. (http://www.photographer.ru/events/afisha/993.htm, www.art4.ru/ru/news/news_detail.php)

Okrem fotografií sa Sergej Bratkov v poslednom čase začal venovať aj viedoinštaláciam. Najznámejšia inštalácia Балаклавский кураж (2009) ironicky spracováva tému nebojácnej ľudskej mladosti, životu „teraz a tu“ v mene dobrodružstiev a veselosti – proste všetkému na čo s nostalgiou spomíname v pokročilom veku. Názov táto inštalácia dostala podľa Balaklavskej bitky. Generál Demidov chcel ukázať svojim vojakom ako Angličania zle strieľajú a tak sa prechádzal počas paľby po zákopoch. A slovo кураж sa vysvetlí samé po vzhliadnutí videa, na ktorom chlapci so zápalom skáču do vody plnej kusov železa. Sergej Bratkov hovorí: „Bojím sa za nich. Sú v nebezpečenstve. A závidím im. Mne sa nepodarilo žiť krásne a umrieť mladým.“  (http://www.youtube.com/watch?v=BYgfe3xPNrw)

 

Sergej Bratkov je pre mnohých príliš kontroverzným a nekonvenčným fotografom, v niektorých prípadoch dokonca až vulgárnym. Jedno je však isté, jeho diela nezostávajú bez odozvy. A načo by bolo umenie ktoré by si nikto nevšimol? Veď úlohou umenia je zobrazovať realitu z iného pohľadu, nevšedne, s odkazom pre budúcnosť. A to sa predstaviteľovi ukrajinskej charkovskej fotografickej školy Sergejovi Bratkovovi, podľa môjho názoru, rozhodne darí. 

  

Kamila Mišíková, 14. 1. 2012

 

Zdroje:

Хор Троице-Сергиевой лавры

Церковные хоры на московских концертных площадках выступают регулярно. В первую очередь это хоры монастырские, праздничный хор Данилова монастыря, скажем, или хор Сретенского монастыря. Было бы, наверное, неправильно рассматривать само появление монастырского хора в светском зале только как инструмент приобщения к «высокой духовности» или как нечто приятно экзотическое пение. Возгловляемый Владимиром Горбиком хор московского подворья Троице-Сергиевой лавры – это еще и просто очень хорошие музыканты. Хор на редкость талантливый и узнаваемый, с очень красивым звуком тонкой огранки, мастерски исполняющий практически любой репертуар, от одноголосного  «знамени» до духовной классики ХХ века. Все «шедевры русской духовной музыки» в их исполнении часто оборачиваются самыми настоящими открытиями. Скупое звучание лапидарной древнерусской архаики у них может оказаться мягким и красноречивым, а сентиментальные  вещи композиторов ХVIII-XIX, наоборот, приобретают сосредоточенность и взвешенность.

Júlia Kubínyiová

Олег Нестеров

(музыкант, продюсер, писатель) - мастер негромкого песенного совершенства

Олег Нестеров родился 9 марта 1961 года в Москве, закончил Московский электротехнический институт связи, учился в Московской студии музыкальной импровизации. В 1988 году Нестеров возглавил московскую рок-группу «Мегаполис», вокалистом, гитаристом и основным автором песен которой является до настоящего времени. В 1997 году начал продюсировать план Маши Макаровой «Маша и медведи». В 1998 году возглавил звукозаписывающий лейбл «Снегири». В настоящее время Олег Нестеров продюсирует проекты «Ундервуд», «2H Company», «Ёлочные игрушки», «Гришковец и Бигуди» и другие. В качестве музыкального продюсера Нестеров работал над фильмами «Даун-Хаус», «Неваляшка» и другими. Также занимается преподавательской деятельностью — ведёт курс «Продюсирование музыкального проекта» в Государственном Университете Управления и в МГУ. Является ведущим телепрограммы «По волне моей памяти» (ОРТ, Зарубежное вещание). В 2008 году вышел его первый роман-исследование «Юбка», написанный в жанре альтернативной истории (но основанный на реальных событиях). Роман повествует о зарождении рок-н-ролла в предвоенной Германии 30-х годов.

Олег Нестеров и группа «Мегаполис», крайне избирательно концертирующие этим летом в столице, станут гостями летнего музыкального фестиваля, уже в третий раз организованного журналом «Seasons». Фестиваль, названный в этом году «Море любви» пройдет 16 июля в центре Москвы, в Саду “Эрмитаж”, главной темой которого станут Море и Любовь. Море лимонада, море подарков, пледы и шезлонги на зеленых лужайках, торжество лета и приятного времяпрепровождения и, конечно же, море живой музыки.  (http://www.snegiri.ru/?cat=72 Archive for 'Олег Нестеров)

Júlia Kubínyiová

Фестивали искусств

Весна и лето - пора лучших московских международных фестивалей. Имеются в виду, прежде всего Чеховский театральный фестиваль и фестиваль искусств „Черешневый лес“.

За свою почти двадцатилетнюю историю Чеховский фестиваль стал желанным и радостным событием для всех, кому дорог театр. Ежегодно организаторы фестиваля стараются как можно полнее представить лучшие спектакли театров России и всего мира.

„Черешневый лес“ - открытый фестиваль, представляющий разные виды искусств, проводится в Москве уже одиннадцатый раз. В нем принимают участие как прославленные классические исполнители, так и молодые артисты, представляющие новые жанры и течения в искусстве. Благодаря „Черешневому лесу“ возрождаются традиции музыкальных и литературных салонов XIX века. В названии фестиваля слышится чеховский „Вишневый сад“, в котором Антон Павлович с особой нежностью устами одного из своих героев говорит: "Вся Россия - наш сад". Тот самый вишневый сад, гибель которого символизировала финал прежней жизни целого класса людей - идеалистов, тонких ценителей прекрасного, обладающих высокой культурой и духовностью. Может быть поэтому у организаторов фестиваля возникла идея устраивать кроме спектаклей, фильмов, концертов и выставок ежегодную посадку черешен. Так возникший черешневый сад, зеленеющий почти в центре Москвы в Нескучном саду, стал символом некого возрождения.                                                             В этом году в рамках фестиваля "Черешневый лес" Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова выступал прямо на перроне Киевского вокзала.

Júlia Kubínyiová

Гарик Сукачёв

Игорь «Гарик» Сукачёв (1959) – российский музыкант, поэт, композитор, актёр, режиссёр, лидер групп «Бригада-С» (1986-1994) и «Неприкасаемые».

Гарик Сукачёв – один из наиболее ярких фронтменов русского рока, лидер групп «Бригады С» и «Неприкасаемых», автор сольных проектов. Легендарная группа «Бригада С», выпустила несколько успешных альбомов, ставших "классикой" русского рок-н-ролла (в том числе "Нонсенс"). «Неприкасаемые» - супергруппа, выступающая на всех крупнейших российских и зарубежных рок-фестивалях. А в своих сольных проектах («Между огнём и водой», «Песни с окраины» и др.), как отмечают многие критики, Сукачёву удалось „передать специфическую атмосферу советских городских окраин: алкогольную романтику пивных ларьков, где "беломор" курили.“ Настоящий русский шансон! В 1995 году с А. Ф. Скляром и при помощи музыкантов «Неприкасаемые» Сукачев создает проект «Боцман и бродяга», в котором исполняет песни А. Димитриевича, Л. Утёсова и В. Высоцкого.

Гарик Сукачёв – личность творчески разносторонняя. В середине 90-х гг. сотрудничает с МХАТом им. Чехова как сорежиссер спектакля «Злодейка, или Крик дельфина». Успешно пробует силы как кинорежессер ( фильмы -  «Кризис среднего века», «Праздник», «Дом Солнца», вызвавшие немалый резонанс), актёр (роли в 12 фильмах), клипмейкер («Вальс Москва», «Пьяная песня», «Право на выбор», «Телефонные парни»), организатор рок-акций и фестивалей («Рок против террора» и «Всё это рок-н-ролл», проект «Между огнём и водой»), автор и телеведущий передач («Беседка» ).

Рекомендуем посмотреть фильм «Дом Солнца»!!! В нем рассказывается о любовной истории советского хиппи к студентке медицинского вуза. Постепенно и она втягивается в запрещенное в СССР движение. Но после того, как главный герой умирает от сердечного приступа, девушка возвращается к «обычной» жизни.

Julia Kubinyiová